Воскресенье 24 09 2017 06:11 |  Добро пожаловать, посетитель! [ Регистрация | Войти ]   |  О проекте  |  Правила  |  Помощь   rss

Каждый гражданин имеет право знать и истинную цену на энергоресурсы, и как формируются тарифы

Каждый гражданин имеет право знать и истинную цену на энергоресурсы, и как формируются тарифы

В последнее время в Украине происходит острая дискуссия по вопросам правомерности резкого повышения тарифов на энергоносители и жилищно-коммунальные услуги. На фоне политического противостояния и в условиях приближения местных выборов именно тарифная тематика – на устах как у власти, так и в ее политических оппонентов и общественности. Последние доказывают, что тарифы сознательно завышены и требуют от Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (далее – Регулятор), полного открытия информации по их формированию субъектами естественных монополий. Представители же публичной власти считают такую ??позицию “популистской”. По их мнению, тарифы действительно высокие, но являются экономически обоснованными. А вот для потребителей, по мнению чиновников, информация по тарифам слишком сложна для понимания, поэтому ее распространение нецелесообразно. Общество такая позиция не устраивает. Как следствие, растет социальная напряженность и недоверие населения к власти. Указанное требует построения в Украине современной модели отношений между публичной властью и Регулятором, с одной стороны, и населением – с другой, по вопросам формирования тарифов на рынках естественных монополий и прежде всего в сфере энергетики и коммунальных услуг. Решение этой задачи важно, учитывая обязательства нашей страны в соответствии с Соглашением об ассоциации с Евросоюзом и в связи с присоединением к Договору об учреждении Энергетического Сообщества.

Международный опыт: обязателен обратная связь

Практика информирования потребителей относительно стоимостных характеристик товаров / услуг, производимых / предоставляемых субъектами естественных монополий в сфере энергетики и коммунальных услуг, является общепринятой в цивилизованных экономиках. Модели организации обратной связи с потребителями отличаются от страны к стране как по форме подачи, так и по составу информации, которая должна быть обнародована. Обычно основные функции по информированию потребителей возложена на национальные регулирующие комиссии – институты, одной из основных задач которых является защита прав потребителей товаров / услуг на рынках естественных монополий. Анализ, выполненный Советом европейских энергетических регуляторов, свидетельствует, что, как правило, национальные регулирующие комиссии обеспечивают наличие в открытом доступе такой информации:
– структура розничных цен на энергоресурсы и коммунальные услуги для потребителей, включая бытовых;
– Сравнение цен на энергоресурсы и коммунальные услуги для потребителей, предоставляемых различными операторами, включая перечень самых дешевых национальных и местных поставщиков энергоресурсов и предлагаемые ими цены на ежедневной, еженедельной или ежемесячной основе;
– Обзор тенденций по изменению цен на энергоресурсы и коммунальные услуги, прогнозируемые изменения в структуре цен / тарифов;
– Сравнение цен на энергоносители и коммунальные услуги для конечных потребителей с их аналогами в других странах мира;
– Средние счета за энергоносители и коммунальные услуги для потребителей разного размера домохозяйств;
– Доля тарифов на транспортировку и распределение / поставки в розничной цене на газ и электроэнергию для конечных потребителей;
– Различные виде налогов включаемых в тариф на энергоносители и коммунальные услуги, и тому подобное.

Указанная информация должна быть обнародована в любое удобное для потребителей образом. Обычно ее размещают в Интернете. В то же время для определенной прослойки потребителей, преимущественно малообеспеченных и пожилых людей, такая форма получения информации неудобна и не очень доступна. Поэтому определенную информацию, важную именно для этих потребителей, размещают на платежных документах и ??обнародуют в рамках проведения целевых информационных кампаний с использованием СМИ. Наибольшее внимание должно быть уделено обеспечению прозрачности государственного регулирования рынков естественных монополий в сферах энергетики и коммунальных услуг. Европейский опыт показывает, что в процессе информирования потребителей по вопросам тарифной политики на этих рынках должен принимать участие широкий круг субъектов – как непосредственно Регулятор, так и другие государственные органы, органы местного самоуправления, поставщики энергоносителей и коммунальных услуг, профессиональные ассоциации и общественные организации потребителей и тому подобное. Представители публичной власти, а также субъекты естественных монополий – производители товаров / исполнители услуг должны обязательно обнародовать информацию о своих тарифах, а также о правах потребителей в соответствии с перечнем, определенным законодательством. Важным считается создание единых контактных пунктов для предоставления потребителям всей необходимой информации относительно их прав, действующего законодательства и доступных для них путей урегулирования конфликтов в случае возникновения споров (пункт 12 статьи 3 Директивы 2009/72 / ЕС Европарламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 по общим правилам функционирования внутреннего рынка электроэнергии и внесении изменений и дополнений в Директиву 2003/54 / ЕС). Такие контактные пункты должны создаваться исполнителями коммунальных услуг / поставщиками энергоносителей. Порядок их создания определяет Регулятор, и он же контролирует их деятельность. Представители гражданского общества участвуют в процессе информирования потребителей на добровольных началах. В то же время публичная власть согласно Директиве 2009/72 / ЕС обязана создать и гарантировать существование независимого механизма, обеспечивающего привлечение потребителей к процессу регулирования тарифов, например, путем создания защитника гражданских прав в сфере энергетики или иного органа, уполномоченного на эффективное рассмотрение жалоб и внесудебное урегулирование споров, возникающих на соответствующих рынках. Важно обеспечить актуальность информации, публикуется и соблюдать периодичности ее предоставления. Информация должна предоставляться в форме, понятна для потребителей. Это особенно важно для развивающихся стран, где любое повышение тарифов, особенно если оно является значительным, должно сопровождаться тщательно разработанной коммуникационной кампанией по разъяснению необходимости включения в тарифы тех или иных расходов ввиду соблюдения качества и надежности предоставления соответствующих услуг .

А что у нас?
Соглашением о коалиции депутатских фракций “Европейская Украина” поставлена ??цель по законодательному открытия структуры тарифов на природный газ, электроэнергию, тепловую энергию, их транспортировки. Деятельность по поставке природного газа, электроэнергии и тепловой энергии относится к смежных рынков, а по транспортировке этих товаров – к рынку естественных монополий в сфере энергетики и коммунальных услуг. Правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в Украине определены Законом “О естественных монополиях” и базируется на следующих принципах:
– гласность и открытость процедур регулирования;
– Обеспечение защиты прав потребителей;
– Стимулирование повышения качества товаров и удовлетворения спроса на них;
– Адресность регулирования, его направленность на конкретный субъект естественной монополии.

Законы Украины “О естественных монополиях” и “О доступе к публичной информации” содержат определенные требования по открытости деятельности регулятора и обнародования информации об изменении цен (тарифов) на товары / услуги, производимые / предоставляемые субъектами естественных монополий, в частности, по проведению общественных слушаний и открытых заседаний регулятора по этим вопросам. В то же время положения законодательства в этой сфере неконкретизированный и не содержат механизмов их реализации. Специальными законами, регулирующими деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг и энергетики, вообще не предусмотрено мер обязательного характера по ознакомлению потребителей со структурой тарифов и организации публичных обсуждений по этому вопросу. Поэтому разработка и имплементация модели организации цивилизованного “обратной связи” с общественностью и непосредственно с населением по реализации государственной тарифной политики на рынках энергетики и коммунальных услуг в нашей стране есть ко времени.

Доступность тарифов для населения
Этот важный фактор должен обязательно исследоваться перед каждым повышением тарифов. Необходимо рассчитать предельную границу расходов на энергоносители и коммунальные услуги (как процент от среднедушевого дохода семьи), превышение которой невозможно ввиду платежеспособность населения. Все, что превышает этот предел, должен возмещаться за счет субсидий. При этом следует учитывать, что общий объем субсидий, предоставляемых населению, также не должна превышать определенный уровень – и в процентах к расходам государственного бюджета, и в процентах относительно общего количества бытовых потребителей. К сожалению, указанные вопросы остались без внимания публичной власти нашей страны.

Возможность управлять потреблением
Значительное количество потребителей в Украине не могут влиять на размер своих счетов на энергоносители и коммунальные услуги, потому что в их домах форуме квартирных средств учета. Во многих многоквартирных домах вообще технически невозможно установить тепловые счетчики в квартирах. А следовательно, расчеты за централизованное отопление, а в определенных случаях – и за централизованное снабжение холодной и горячей воды, осуществляются по нормам, обычно превышают фактическое потребление этих ресурсов. При таких условиях увеличение тарифов на указанные услуги воспринимается особенно остро. Учитывая зазначенестримкому повышению тарифов должны предшествовать меры по обязательности обеспечения учета потребления энергоносителей и коммунальных услуг поставщиками энергоносителей / исполнителями соответствующих услуг.

Низкие энергоэффективные характеристики зданий
Значительная часть многоквартирного жилого фонда в нашей стране имеет низкие энергоэффективные характеристики. Как следствие, потребители должны платить значительные суммы за отопление в условиях низкого уровня комфорта в помещениях. Поэтому наряду с повышением тарифов государство должно стимулировать и поддерживать мероприятия по повышению энергоэффективности многоквартирных домов. Информация об имеющихся возможностях в этой сфере также должна быть надлежащим образом обнародована. Определенные шаги в этом направлении осуществляются и публичной властью, и в рамках проектов международной технической помощи. В то же время впереди еще много работы.

Низкий уровень доверия потребителей к субъектам естественных монополий
В Украине отсутствует надлежащая культура диалога субъектов естественных монополий с потребителями. Отношения между властью и населением нельзя считать партнерскими. Уровень доверия общества к власти и субъектов естественных монополий является чрезвычайно низким. Указанное не способствует реформам в сфере тарифообразования на энергоносители и коммунальные услуги. Введение прозрачности государственного регулирования соответствующих рынков позволит провести необходимые для страны реформы.

Низкая грамотность потребителей рынка естественных монополий
Наши граждане недостаточно ознакомлены с принципами деятельности на рынках естественных монополий. Методология формирования тарифов на энергоносители и жилищно-коммунальные услуги является сложной и непонятной для рядовых граждан. Информация о структуре тарифов, даже в случае ее обнародования, является сложной для понимания населением и дает основания по-разному ее толковать. При таких условиях тарифная политика становится чрезвычайно социально чувствительной темой и с легкостью используется для политического давления на власть. Предоставление информации в доступной для ее восприятия форме и проведения соответствующих просветительских мероприятий обеспечат понимание ситуации и возможность адекватных действий.

Выводы на будущее
Учитывая международные обязательства Украины и учитывая социальную чувствительность государственного регулирования рынков естественных монополий в сферах энергетики и коммунальных услуг и, особенно, в части формирования тарифной политики на энергоносители и коммунальные услуги, важно построить современную модель обратной связи между публичной властью, в частности Регулятором, и населением, которая обеспечит прозрачность и недискриминационность тарифного регулирования. Учитывая международный опыт ведущую роль в обеспечении потребителей информацией по вопросам тарифов на энергоносители и коммунальные услуги должна играть Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. Ее обязательства в этой сфере должны быть отражены в проекте закона, регулирующего ее деятельность, – сейчас он находится в Верховной Раде. Важным является определение в этих процессах и роли органов местного самоуправления, поставщиков энергоносителей и исполнителей коммунальных услуг, а также общественных организаций потребителей. Органы местного самоуправления должны играть ведущую роль в определении доступности цен / тарифов для населения, проживающего на соответствующей территории, предоставлении разъяснений по вопросам обеспечения населения субсидиями, существующими возможностями по установлению / поверки счетчиков на тепловую энергию, холодную и горячую воду, а также относительно существующих механизмов содействия государства / местной власти в осуществлении термомодернизационных мероприятий в многоквартирных домах и зданиях бюджетной сферы. Кроме того, сегодня они в соответствии с законодательством устанавливают нормы потребления коммунальных услуг (тепловой энергии, холодной и горячей воды). В условиях резкого повышения тарифов эти нормы должны быть пересмотрены, а потребителям – даны соответствующие разъяснения по этому вопросу. Органы местного самоуправления совместно с Регулятором также должны обеспечить создание и эффективную работу информационных центров для потребителей поставщиками энергоресурсов / исполнителями коммунальных услуг на их территории. Важно осуществлять мониторинг за качеством информационных услуг такими центрами, и в случае неудовлетворенности потребителей их работой – своевременно информировать об этом регулятора. Следует нормировать возможности участия общественности в процессе установления тарифов и решения проблемных вопросов по этому поводу, возникающих у населения. С этой целью целесообразно на законодательном уровне предусмотреть возможность аккредитации при Регуляторе общественных организаций потребителей и проведение минимум раз в квартал его открытых заседаний, посвященных обсуждению проблемных вопросов в сфере формирования тарифов, рассмотрение которых инициируется этими организациями. В частности, несмотря на требование Директивы 2009/72 / ЕС от 13 июля 2009 относительно общих правил функционирования внутреннего рынка электроэнергии и внесении изменений и дополнений в Директиву 2003/54 / ЕС, целесообразно создать в Украине институт по защите гражданских прав в сфере энергетики – орган по защите прав потребителей, уполномоченный на эффективное рассмотрение жалоб и внесудебное урегулирование споров, возникающих на соответствующих рынках. Подобная практика (создание бизнес-омбудсмена) в Украине существует. По нашему мнению, есть смысл ввести такую ??же институт для бытовых потребителей рынка естественных монополий в сферах энергетики и коммунальных услуг. Они не менее бизнес, нуждаются в защите своих прав, особенно в условиях трансформационных преобразований. В августе этого года в ВРУ зарегистрирован президентский законопроект “Об особенностях доступа к информации в сферах снабжения электрической энергии, природного газа, теплоснабжения, централизованного снабжения горячей воды, централизованного водоснабжения и водоотведения” (реестр. № 2505), которым возбужден ряд по указанным вопросам . В то же время многие важные моменты остались без внимания этого законопроекта, а отдельные нормы требуют уточнения и конкретизации. Несмотря на мнение отдельных экспертов о нецелесообразности принятия отдельного закона о доступе к информации в сферах энергетики и коммунальных услуг и предложения решить эти вопросы путем внесения соответствующих норм в законопроект, регулирующий деятельность Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, считаем президентский законопроект своевременным и важным элементом реформы государственного регулирования соответствующих рынков, учитывая следующее. Во-первых, сфера его правового регулирования шире, чем определение функций регулятора по информированию потребителей о тарифах; он должен урегулировать права и полномочия в этой сфере для широкого круга игроков соответствующих рынков, включая местные власти. Во-вторых, на сегодня политическая поддержка законопроекта о регулятора остается низкой, ожидать его одобрения в ближайшее время маловероятно. А значит, вопрос формирования модели обратной связи с потребителями может надолго «зависнуть», что недопустимо в сложившихся условиях.

Поиск объявлений

Николаевская недвижимость в социальных сетях

КОНВЕРТЕР ВАЛЮТ